Главная » Файлы » Мои файлы

Образовательна программа начального общего образования (ФГОС) МБОУ ООШ № 28 село Фадеево
25.04.2012, 11:31

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

 Планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ ООШ №28 (далее - планируемые результаты) являются одним из важнейших механизмов реализации требований Стандарта к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу. Они представляют собой систему обобщённых личностно ориентированных целей образования, допускающих дальнейшее уточнение и конкретизацию, что обеспечивает определение и выявление всех составляющих планируемых результатов, подлежащих формированию и оценке.

 Планируемые результаты:

 • обеспечивают связь между требованиями Стандарта, образовательным процессом и системой оценки результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, уточняя и конкретизируя общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов для каждой учебной программы с учётом ведущих целевых установок их освоения, возрастной специфики обучающихся и требований, предъявляемых системой оценки;

 • являются содержательной и критериальной основой для разработки программ учебных предметов, курсов, учебно-методической литературы, а также для системы оценки качества освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

 В соответствии с системно-деятельностным подходом, составляющим методологическую основу требований Стандарта, содержание планируемых результатов описывает и характеризует обобщённые способы действий с учебным материалом, позволяющие обучающимся успешно решать учебные и учебно-практические задачи, в том числе как задачи, направленные на отработку теоретических моделей и понятий, так и задачи, по возможности максимально приближенные к реальным жизненным ситуациям.

 Иными словами, система планируемых результатов даёт представление о том, какими именно действиями — познавательными, личностными, регулятивными, коммуникативными, преломлёнными через специфику содержания того или иного предмета, — овладеют обучающиеся в ходе образовательного процесса. При этом в соответствии с требованиями Стандарта в системе планируемых результатов особо выделяется учебный материал, имеющий опорный характер, т. е. служащий основой для последующего обучения.

 В соответствии с требованиями Стандарта структура планируемых результатов строится с учётом необходимости:

 • определения динамики картины развития обучающихся на основе выделения достигнутого уровня развития и ближайшей перспективы — зоны ближайшего развития ребёнка;

 • определения возможностей овладения учащимися учебными действиями на уровне, соответствующем зоне ближайшего развития, в отношении знаний, расширяющих и углубляющих систему опорных знаний, а также знаний и умений, являющихся подготовительными для данного предмета;

 • выделения основных направлений оценочной деятельности — оценки результатов деятельности систем образования различного уровня, педагогов, обучающихся.

 Оценка достижения целей ведётся в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации, а полученные результаты характеризуют деятельность системы образования на федеральном и региональном уровнях.

 Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении опорного учебного материала.

 Планируемые результаты ориентируют какой уровень освоения опорного учебного материала ожидается от выпускников. Критериями отбора данных результатов служат: их значимость для решения основных задач образования на данной ступени, необходимость для последующего обучения, а также потенциальная возможность их достижения большинством обучающихся, как минимум, на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся. Иными словами, в эту группу включается система таких знаний и учебных действий, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя в принципе может быть освоена подавляющим большинством детей.

 Достижение планируемых результатов этой группы выносится на итоговую оценку, которая может осуществляться как в ходе освоения данной программы (с помощью накопительной оценки, или портфеля достижений), так и по итогам её освоения (с помощью итоговой работы). Оценка освоения опорного материала на уровне, характеризующем исполнительскую компетентность обучающихся, ведётся с помощью заданий базового уровня, а на уровне действий, соответствующих зоне ближайшего развития, — с помощью заданий повышенного уровня. Успешное выполнение обучающимися заданий базового уровня служит единственным основанием для положительного решения вопроса о возможности перехода на следующую ступень обучения.

 Цели, характеризующие систему учебных действий в отношении знаний, умений, навыков, расширяющих и углубляющих опорную систему или выступающих как пропедевтика для дальнейшего изучения данного предмета.

 Планируемые результаты, описывающие указанную группу целей, приводятся в блоках «Выпускник получит возможность научиться» к каждому разделу примерной программы учебного предмета и выделяются курсивом. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, могут продемонстрировать только отдельные обучающиеся, имеющие более высокий уровень мотивации и способностей. В повседневной практике обучения эта группа целей не отрабатывается со всеми без исключения обучающимися как в силу повышенной сложности учебных действий для обучающихся, так и в силу повышенной сложности учебного материала и/или его пропедевтического характера на данной ступени обучения. Оценка достижения этих целей ведётся преимущественно в ходе процедур, допускающих предоставление и использование исключительно неперсонифицированной информации. Частично задания, ориентированные на оценку достижения этой группы планируемых результатов, могут включаться в материалы итогового контроля.

 Основные цели такого включения — предоставить возможность обучающимся продемонстрировать овладение более высокими (по сравнению с базовым) уровнями достижений и выявить динамику роста численности группы наиболее подготовленных обучающихся. При этом невыполнение обучающимися заданий, с помощью которых ведётся оценка достижения планируемых результатов этой группы, не является препятствием для перехода на следующую ступень обучения. В ряде случаев учёт достижения планируемых результатов этой группы целесообразно вести в ходе текущего и промежуточного оценивания, а полученные результаты фиксировать посредством накопительной системы оценки (например, в форме портфеля достижений) и учитывать при определении итоговой оценки.

 Подобная структура представления планируемых результатов подчёркивает тот факт, что при организации образовательного процесса, направленного на реализацию и достижение планируемых результатов, от учителя требуется использование таких педагогических технологий, которые основаны на дифференциации требований к подготовке обучающихся.

 На ступени начального общего образования устанавливаются планируемые результаты освоения:

 • двух междисциплинарных программ — «Формирование универсальных учебных действий» и «Чтение. Работа с текстом»;

 • программ по всем учебным предметам — «Русский язык», «Литературное чтение», «Иностранный язык», «Математика», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Технология», «Физическая культура».

 

 2.1. Формирование универсальных учебных действий

 (личностные и метапредметные результаты)

 В результате изучения всех без исключения предметов на ступени начального общего образования у выпускников будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

 В сфере личностных универсальных учебных действий будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение, способность к моральной децентрации.

 В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

 В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

 В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

 

 

2.1.1. Личностные универсальные учебные действия

 У выпускника будут сформированы:

 • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;

 • широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

 • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

 • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

 • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

 • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

 • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

 • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;

 • развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

 • эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им;

 • установка на здоровый образ жизни;

 • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности

 нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

 • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

 Выпускник получит возможность для формирования:

 • внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

 • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;

 • устойчивого учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач;

 • адекватного понимания причин успешности/неуспешности учебной деятельности;

 • положительной адекватной дифференцированной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

 • компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

 • морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

 • установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;

 • осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

 • эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

 

2.1.2. Регулятивные универсальные учебные действия.

 Выпускник научится:

 • принимать и сохранять учебную задачу;

 • учитывать выделенные учителем ориентиры действия вновом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

 • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

 • учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;

 • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);

 • оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;

 • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

 • различать способ и результат действия;

 • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;

 • выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.

 Выпускник получит возможность научиться:

 • в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

 • преобразовывать практическую задачу в познавательную;

 • проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

 • самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

 • осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

 • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

 

2.1.3. Познавательные универсальные учебные действия

 Выпускник научится:

 • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

 • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

 • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;

 • строить сообщения в устной и письменной форме;

 • ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

 • основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

 • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

 • осуществлять синтез как составление целого из частей;

 • проводить сравнение и классификацию по заданным критериям;

 • устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

 • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

 • обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

 • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

 • устанавливать аналогии;

 • владеть рядом общих приёмов решения задач.

 Выпускник получит возможность научиться:

 • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

 • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

 • создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

 • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

 • осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

 • осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

 • осуществлять сравнение и классификацию,

 самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

 • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

 • произвольно и осознанно владеть общими приёмами решения задач.

 

2.1.4. Коммуникативные универсальные учебные действия

 Выпускник научится:

 • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе

 сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

 • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

 • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

 • формулировать собственное мнение и позицию;

 • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

 • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

 • задавать вопросы;

 • контролировать действия партнёра;

 • использовать речь для регуляции своего действия;

 • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

 Выпускник получит возможность научиться:

 • учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;

 • учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

 • понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

 • аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

 • продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

 • с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

 • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

 • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

 • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

 • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

 

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Tatyana
Просмотров: 460 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: